Уход за грудным ребенком

Уход за грудным ребенком, элементы воспитания детей раннего возраста, режим дня, сон.
Одежда для детей первого года жизни.
Техника пеленания.
Взвешивание и измерение детей (Антропометрия).
Техника выполнения медицинских манипуляций по уходу за кожей, полостью рта, глазами, ушами, половыми органами, гигиеническая ванна.

Цель:

  • Познакомить с элементами воспитания детей первых лет жизни;
  • Познакомить со средствами нервно-психического и физического воспитания;
  • Изучить методы закаливающих процедур;
  • Дать общее понятие о режиме;
  • Научить подбирать одежду для ребенка первого года жизни;
  • Освоить технику взвешивания, измерения роста, окружности груди и окружности головы детей раннего возраста;
  • Изучить особенности ухода за ребенком грудного возраста;
  • Научить правилам ухода за кожей, глазами, ушами, носом, и введению в них лекарственных средств;
  • Научить правилам подмывания, купания грудных детей.

Правильный уход не только обеспечивает крепкое здоровье , но и способствует правильному физическому и психическому развитию ребенка.

Элементы воспитания

Воспитание

  • это целенаправленное руководство развитием ребенка, подготовкой его к жизни и труду в обществе. Воспитание предусматривает комплекс физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического развития ребенка.

Физическое воспитание

  • Целостная система мероприятий, направленная на своевременное формирование у детей правильных двигательных навыков и умений, укрепление здоровье, полноценное и своевременное физическое развитие.

Для развития физических навыков и умений используют различные методы, включающие массаж гимнастику, закаливание и др.

Средства физического воспитания детей.

Массаж и гимнастика-это не только средства совершенствования двигательных навыков здорового ребенка и повышения его устойчивости к вредным влияниям окружающей среды, но и способы лечения больных детей.

Массаж

Для детей первых месяцев жизни массаж необходим, прежде всего, для развития психики ребенка, так как первые речевые реакции (гуляние) возникают в ответ на тактильные раздражители - поглаживание, в то время как словесные обращения взрослых ответных речевых реакций со стороны ребенка не вызывают. Детский массаж является важным способом общения, который укрепляет эмоциональную связь между матерью и ребенком, особенно в первые годы жизни малыша. Массаж приносит удовольствие, после него ребенок спокоен и расслаблен, он лучше развивается и хорошо себя чувствует. Считается, что детский массаж оказывает благотворное влияние на весь организм и может:

  • облегчить ребенку дыхание;
  • укрепить иммунную систему;
  • способствовать выведению через кожу продуктов распада и токсинов;
  • способствовать пищеварению, снимать колики и запоры;
  • способствовать хорошему мышечному - тонусу и гибкости;
  • успокоить ребенка и помочь ему заснуть.

Действующим моментом массажа на организм ребенка являются механические раздражения, наносимые тканями специальными приемами поглаживания, растирания, разминания, вибрации.

Детям первых месяцев жизни делают преимущественно два вида массажа:

Поглаживание и растирание (в положении ребенка на спине, животе). 

Поглаживание - это легкие скользящие движения ладонями или тыльной стороной кисти по поверхности кожи (без смещения кожной складки).

Растирание - это более интенсивное сдавливание пальцев рук, чем поглаживание (со смещением кожной складки).

Детям более старшего возраста массаж делают пятью способами: поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, вибрация.

Разминание - воздействие приемами массажа на кожу, мышцы, сухожилия, суставы.

Поколачивание – производят тыльной стороной одного пальца, затем двумя и большим количеством пальцев.

Вибрацию, получаемую аппаратами вибраторами, применяют для детей с ожирением. Она действует рефлекторно на внутренние органы, усиливает обмен веществ глубоко расположенных тканей.

Поглаживание. Разминание и растирание усиливают тормозные процессы, т.е. действуют на ребенка успокаивающе.

Похлопывание и вибрация усиливают возмутительные процессы.

При проведении массажа необходимо помнить что глубокое поглаживание(растирание, разминание, поколачивание и вибрацию) следует проводить продольно ходу лимфатических сосудов, как правило, от периферии к центру, т.е. по направлению к ближайшим лимфатическим узлам.

Гимнастика

  • С ребенком раннего возраста гимнастикой занимается взрослый.
  • У детей до 4-6 мес. все упражнения связаны с пассивными движениями, в дальнейшем включается комплекс упражнений активные движения.
  • У детей грудного возраста гимнастические упражнения сочетают с элементами массажа.
  • С детьми 1-2 лет физического воспитания проводят гимнастические занятия, подвижные игры.
  • Для детей 2-го и 3-го года жизни физическое воспитание связано с выполнением физических упражнений, подвижными играми.
  • с 2-2,5 лет утренней гимнастики.
  • Продолжительность занятий физкультурой для детей до 2-х лет составляет 10-15 мин; для детей до 3-х лет 15-20 мин; 2 раза в неделю.

Основные принципы гимнастических занятий:

  1. Охват упражнениями всех мышечных групп (плечевой пояс, ноги, спина, живот).
  2. Чередование упражнений и отдыха.
  3. Чередование исходных положений.
  4. У детей 1-3 лет упражнения направлены на развитие двигательных навыков.

Закаливание

Закаливание детей раннего возраста

Закаливание – это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

Задача медицинского работника состоит в правильном подборе и дозировании этих процедур индивидуально для каждого ребенка.

Необходимо соблюдать ряд правил:

  1. Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов.
  2. Постепенное увеличение дозы раздражающего действия.
  3. Учет возрастных и индивидуальных , особенностей организма ребенка.
  4. Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.

Нарушение этих правил приводят к отсутствию положительного эффекта от закаливающих процедур, а иногда и к гиперактиваци и нейро-эндокрийной системы и последующему ее истощению.

Закаливающие мероприятия.

Общие Специальные
правильный режим дня; закаливание воздухом (воздушные ванны);
рациональное питание; закаливание солнцем (солнечные ванны);
занятия физкультурой; закаливание водой (водные процедуры);

Воздушные ванны

Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Температура воздуха в комнате для новорожденного ребенка должна быть 23 С.

В возрасте от 1мес до 3 мес. 21С, от 3 мес. до 1 года 18С. Необходимо проветривать помещения 4-5 раз по 10-15 мин зимой, летом держать форточки открытыми почти постоянно. Проветривание с помощью форточки проводят в присутствии детей; температура воздуха снижается

На 1-2С, что является закаливающим фактором. При сквозном проветривании воздухообмен происходит быстрее, чем через форточку, но его желательно производить при отсутствии ребенка в комнате.

В летнее время новорожденных можно выносить на прогулку практически сразу после выписки из роддома, вначале на 20-40 мин, быстро увеличивая время до6-8 часов в день.

Зимой в средней полосе России детей впервые выносят на улицу в возрасте 2-3 недель при температуре воздуха не ниже –5С, на 15-20 мин и постепенно доводят нахождение на воздухе до 1,5-2 часа 2 раза в день. В безветренную погоду с ребенком можно гулять;

  • В возрасте от 1 до 3 мес. - при температуре-10 С ниже нуля;
  • Старше 3 мес.- при -12 С;
  • Старше 6мес-при -15 С;
  • дети старше 1,5 лет гуляют не менее 2 раз в день по 2-2,5 часа при температуре не ниже –15-16 С.

В возрасте 1,5-2 мес. ребенок зимой, спит на руках у взрослого и только более старшие дети в коляске, так как в связи с несовершенством терморегуляции у маленького ребенка может наступить переохлаждение, даже если его положили в теплую коляску.

Насморк не противопоказан для прогулок, нужно только предварительно прочистить нос.

Лицо ребенка и зимой должно быть открыто, но ватное одеяло вокруг лица нужно устроить как бы в виде валика колодца). Непосредственно воздушные ванны начинают проводить еще в роддоме, когда при смене пеленок ребенок остается на короткое время без пеленок. Благоприятным моментом является не только температурное воздействие на организм, но и диффузия кислорода через кожу в кровь, так как проницаемость кожи в раннем возрасте очень высока.

Воздушные ванны нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении при помещении при температуре воздуха 20-22 С для грудных детей и 18-19С для детей 1-2 лет. Детям старше 1-2 лет, которые хорошо переносят закаливание, температура воздуха может быть снижена до 12-13 С.

Вначале длительность процедуры составляет 1-2 мин, каждые 5 дней она увеличивается на 2 мин и доходит до 15 мин для детей до 30 мин после 6 мес. Максимальное время воздушных ванн для детей 2-3 лет –30-40 мин. Воздушные ванны обязательно должны сочетаться с пластическими упражнениями. Дети старше 1,5 лет принимают обычно воздушные ванны во время утренней гимнастики, сначала в трусах, майках, носках и тапочках. Позже можно оставлять только трусы и тапочки. 

Закаливание солнцем

Ультрафиолетовые лучи активно влияют на иммунологическую резистентность организма, повышая активность гипоталамо-гипофизарно - надпочечниковой системы.

Чувственность к ультрофиалетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до 1 года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от1 до3 лет.

И только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн. В рассеянных солнечных лучах достаточно много ультрафиолетовых и сравнительно мало, в отличии от прямого солнечного излучения, инфракрасных лучей, которые вызывают перегревания, поэтому попадание их на открытое лицо ребенка не только допустимо и необходимо.

Летом рекомендуют проводить световоздушные ванны при Т воздуха 22С и выше для грудных детей и при 20С для детей 1-3 лет, лучше в безветренную погоду. В средней полосе России ванны лучше начинать с 9 до 12 час дня, в более жарком климате с 8 до 10 утра. Продолжительность первой ванны у грудных 3 мин, у более старших 5 мин с ежедневным увеличением времени до 30-40 мин и более 15-20 мин, всего за лето не более 20-30 ванн.

Абсолютным противопоказанием, к проведению солнечных ванн является температура воздуха 30С.

После солнечных ванн, а не до них, детям назначают водные процедуры причем обязательно нужно вытереть ребенка, даже если температура воздуха высокая, так как при влажной коже происходит переохлаждение детского организма.

Водные процедуры

Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на организм по сравнению, с воздушными процедурами. Это связано с тем, что теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза больше, чем воздуха. Различают три фазы реакции организма на действие пониженной температуры воды.

Первая – повышенный спазм сосудов кожи, при более глубоком охлаждении - и подкожно- жировой клетчатки.

Вторая - в связи с адаптацией к низкой температуре воды происходит вазлдилатация, кожа становиться красной, снижается артериальное давление и активируются тучные клетки и лейкоциты сосудистых депо кожи и подкожной клетчатки с высвобождением биологически активных веществ, в том числе с интероноподобными свойствами. Эта фаза характеризуется улучшением самочувствия, увеличением активности.

Третья фаза - (неблагоприятная)- исчерпываются приспособительные возможности организма и возникает спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб. При систематическом использовании водного закаливания первая фаза сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное, чтобы не наступила третья фаза.

Водные процедуры делят на традиционные и нетрадиционные, или интенсивные.

Традиционные водные процедуры

Методика водного закаливание зависит от возраста ребенка. Необходимо в обычные водные процедуры (умывание, подмывание, купание) вносить элемент закаливания.

Возраст ребенка от рождения до 2-3 месяцев.

  1. Обшие ванны- ребенка купают ежедневно водой температуры 36-37С в течение 5 мин, атем обливают водой с температурой на 2С ниже.
  2. Подмывание, умывание которое длится 1-2 мин, вначале проводят при температуре воды 28С, через каждые 1-2 дня снижают на 1-2С и доводят до 20-22С.
  3. Местное влажное обтирание- рукавичкой, смоченной водой температуры 33-36С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течении 1-2 мин. Один раз в 5 дней температуру понижают на 1С и доводят до 28С необходимое условие- каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

Возраст ребенка от 2-3 до 9-10 месяцев.

1и2 как в предыдущей возрастной группе.

3.Общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, затем грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях. В воду можно добавить соль( 2 чайные ложки на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило- каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.

Возраст ребенка от 9-10 мес. до 1 года.

1и2 как в предыдущих возрастных группах.

3.Общее обливание. При этой процедуре ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать близко от тела ребенка (25-30см). Струя воды должна быть сильной.

Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35-37С,

Затем каждые 5 дней ее снижают на 1С и доводят до 28С.

Возраст ребенка от 1года до 3 лет.

В этом возрасте можно использовать общие обтирание со снижением температуры воды до 24С общие обливания температуры до 24-28С. С 1,5 лет можно применять душ, который оказывает более сильное воздействие, чем обливание, так как, кроме температуры воды, здесь включается еще механическое влияние. Длительность процедуры до 1.5 мин; температура воды и ее снижение- как при общем обливание. Грудным детям, страдающим эксудативно-катаральным диатезом, для закаливания можно использовать травяные ванны «Чебурашка»: берут смесь трав душицы, череды, мать-и-мачехи, календулы, фиалки по 40-50г. заливают ¾ л кипятка, настаивают 2-3 часа, фильтруют и выливают в ванну с теплой водой 35-36С. Сначала ребенок находится в воде 1-2 мин; постепенно продолжительность пребывания увеличивают до 6-10 мин, одновременно снижая температуру воды до 24-28С, а более закаленным детям даже до 15С. Такие ванны применяют через 1-2 дня.

Контрастное и нетрадиционное закаливание

К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят любые методы, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной температуры. Реакция организма на действие любых раздражителей обозначается как общий адаптационный синдром, в котором выделяют три стадии: стадию тревоги( активация функции надпочечников, вследствие чего уменьшается объем вилочковой железы, селезенки, лимфатических узлов),стадию резистентности (развитие гипофункции коры надпочечников) и стадию истощения.

Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость нейроэндокринной системы, является нередко причиной не повышения, а наоборот, подавления имунной активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду. Поэтому практически все авторы, занимающиеся вопросами закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным. Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между традиционным и интенсивным закаливанием. Это контрастные ножные ванны, контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др. Наиболее распространенным методом для детей является контрастное обливание ножек. Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги холодной водой, т.е ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В одном из них температура воды всегда равна 38-40С, а в другом (в первый раз) на 3-4С ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин(топчет ими), затем в прохладную на 5-20 сек.Число попеременных погружений 3-6, каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1С и доводят до 18-10С. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей. Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50С в течении 1 мин, затем в течении 10-20 сек проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10-15С. Чередуют 5-10 раз.

В сауне (суховоздушной бане), используется высокая температура воздуха в парной (около 60-90С) с низкой влажностью и охлаждением в бассейне с температурой воды 3-20С, а зимой купание в снегу. При отсутствии противопоказаний, при желании родителей ребенок может посещать сауну с 3-4 лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5-7 мин при температуре в парной около 80С на высоте верхней полки. Затем можно довести до трехкратного посещения парной на 10 мин с последующим охлаждением. 

Эффект русской бани

Основой его является строгое соблюдение контрастного цикла: нагревание- охлаждение-отдых. Формула закаливающего цикла-1:1:2, т.е.парится и принимать прохладный душ нужно примерно одинаковое время, а отдыхать в 2 раза дольше. Для детей раннего возраста, только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В парильном отделении вначале следует находится не более 3-5 мин. Вначале охлаждение лучше проводить обливанием, затем душем холодным, позднее-куманием в холодной воде, в том числе и в проруби, обтирание снегом.

Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4-5.

В русской бане часто на раскаленные камни льют не просто воду, а банные коктейли в виде ароматических настоев трав. Например, для антисептического эффекта использует в равных пропорциях мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью -тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают листья зубовки (1 часть), почки тополя (1 часть), цветочные корзинки пижмы обыкновенной (2 части); улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна. Широко используют в русской бане веники; причем каждый веник вызывает специфический эффект. Например, березовый веник оказывает болеутоляющее действие, успокаивающее и бронхолитическое действие; дубовки – успокаивающее, противовоспалительное; липовый - бронхолитическое, мочегонное, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях; пихтовый - помогает при радикулитах, невралгии; ольховый- при миалгии; рябиновый- оказывает возбуждающее действие.

Умственное воспитание

  • формирование у детей правильных представлений о явлениях природы и жизни, развитии умственных способностей (внимание, воображение, мышление, речь, память).
  • В развитии умственной деятельности важную роль играет постоянный контакт ребенка со взрослыми, а также другими детьми.
  • Благоприятный микроклимат в семье - обязательное условие воспитания здорового ребенка.
  • При выборе средств воспитания исходят из возраста ребенка.

Примерный перечень игр-занятий для воспитательной работы с детьми.

В возрасте 10-12 мес.

  • показ сюжетных игрушек (собака, кошка и др.)
  • игры-занятия с мячом, кубиками для развития движений;
  • игры-развлечения типа «прятки», показ заводных игрушек.

В возрасте от 1г. до 2-х лет:

  • для развития речи проводятся занятия с картинками, со «строительным» материалом;
  • даются задания различить предметы по их величине, форме.

В возрасте от 2-х до 3-х лет

  • организованные наблюдения;
  • чтение им книг;
  • дидактические игры на различение и название цвета, величины формы;
  • формирование первичных числовых представлений;
  • игры на развитие внимания, мелкой моторики пальцев рук;
  • музыкальные занятия;
  • лепка, рисование, гимнастика.

В возрасте от 3-х до 5 лет

  • развитие элементарных математических представлений (обучение элементарному счету);
  • рисование, лепка, аппликация;
  • музыкальные занятия;
  • гимнастика, физкультура;
  • подвижные игры и настольные игры.

Для детей дошкольного возраста игра является своеобразной формой общественной жизни. Игра должна быть основой познавательного, самостоятельности.

Несколько основополагающих педагогических концепций при проведении коллективной и индивидуальной воспитательной работы:

  • при изложении материала простое должно предшествовать сложному, легкое - трудному;
  • конкретные сведения о предметах и событиях должны опережать их абстрактную символику;
  • рациональное распределение элементов воспитания по времени направлено на предупреждение срывов нервной системы ребенка;
  • нужно стремиться строго соблюдать режим дня;
  • необходимо вызывать у детей положительные эмоции;
  • необходимо выполнять каждое задание до его логического завершения;
  • развивать у ребенка самостоятельность.

Режим дня

  • это ритм жизни, т.е. правильное распределение во времени и определенная последовательность сна, кормлений, бодрствования, а также смена видов деятельности детей.

При составления режима необходимо учитывать:

  • возраст детей;
  • состояние их здоровья;
  • индивидуальные особенности каждого ребенка;
  • график работы родителей;
  • сезонность;
  • данные о продолжительности сна;
  • количество кормлений.

Режим дня детей в возрасте от 1 мес. до 7 лет

Возраст

Ночной сон

Дневной сон (ч)

Бодрствование (ч)

Число кормлений

1 мес

21

0

3

6-7

3 мес

11

8

4

6-7

6 мес

11

6

7

5

9 мес

11

5

8

5

1 год

11

4 1/2

8 1/2

4-5

1.5 год

11

3 1/2

9 1/2

4

2 года

11

3

10

4

3 года

11

2 1/2

10 1/2

4

4-6 лет

11

2

12

4

7 лет

10

1 1/2

12 1/2

4

Одежда

Для правильного развития физических навыков необходимо следить за одеждой детей, которая не должна стеснять движений, соответствовать возрасту, сезону.

Комплект белья для детей первых месяцев жизни

Вид одежды

Количество на 1 день

Распашонка из белой х/б ткани

6-8

Распашонка из-фланели

5-6

Пеленка тонкая из х/б ткани 100*100 см

20-24

Пеленка теплая из фланели 100*100 см

8-15

Подгузник из марли размером 50*50 см

20-24

Памперсы

10-20

Косынка(шапочка) тонкая на голову

2-3

Пододеяльник

2-3

Одеяло байковое

2-3

Одеяло шерстяное

2

Одеяло ватное

1

Клеенка детская ватная 100*100 см

1

(для кровати) м 30*30см

1

  • Доношенного новорожденного первые 2-3 недели пеленают с руками, а в последующем при соответствующей температуре воздуха в помещении руки кладут поверх пеленок
  • тонкая распашонка запахивается на спине, а теплая - на груди ребенка;
  • рукава у теплой распашонки должны быть длиннее, чтобы прикрывать кисти нижний край распашонок должен прикрывать пупок;
  • с 1-2 мес на время дневного «бодрствования» пеленки заменяют ползунками;
  • с 2-3 мес начинают использовать памперсы (обычно на прогулках), которые меняют каждые 2-3 часа

Элементы ухода за кожей и слизистыми

  • умывание;
  • подмывание
  • туалет кожных складок;
  • стрижка ногтей;
  • туалет глаз, ушей, носа;
  • гигиеническая ванна.

Туалет новорожденного

Утренний туалет новорожденного ребенка заключается в обмывании лица теплой кипяченой водой стерильным ватным тампоном промокательными движениями.

Туалет глаз:

  • протереть глаза ребенка стерильным ватным тампоном, смоченным теплой кипяченой водой или раствором фурацилина 1:5000 от наружного угла глаза к внутреннему (для каждого глаза спользовать отдельный ватный тампон для предупреждения переноса инфекции с одного глаза на другой);
  • аналогично обработке просушить глаза стерильными сухими тампонами (для каждого глаза отдельный тампон ) с целью удаления остатков влаги и обеспечения гигиенического комфорта;
  • в течении дня промывать по мере надобности.

Туалет носовых ходов

  • Для обеспечения свободного носового дыхания;
  • приготовить тугие ватные жгутики(турунды) из стерильной ваты;
  • категорически запрещается использовать плотные предметы, например, палочки (спички) с накрученной ватой и т.п.;
  • смочить жгутик в стерильном растительном масле для размягчения «корочек» и более мягкого их удаления;
  • вращательными движениями осторожно продвинуть жгутик в глубь носовых ходов на 1-1,5см
  • правый и левый носовые ходы очищать отдельными жгутиками.

Туалет наружных слуховых проходов.

  • Производят редко (1 раз в неделю) или по необходимости с целью обеспечения чистоты слуховых проходов;- вращательными движениями прочистить слуховые проходы тугими ватными жгутиками смоченными в стерильном растительном масле (для каждого уха отдельный жгутик) с целью размягчения «серных пробок» и более легкого их удаления;
  • категорически запрещается очищать слуховой провод твердыми предметами.

Обработка полости рта

  • открыть рот ребенка, слегканажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта ;
  • при отсутствии патологии слизистой оболочки туалет не проводиться, так как слизистая легко травмируется.

Обработка естественных складок кожи

  • для профилактики опрелостей;
  • взять стерильный ватный тампон, смоченный стерильным растительным маслом (детским кремом);
  • протереть естественные складки кожи в следующем порядке:
  1. заушные;
  2. шейные
  3. подмышечные;
  4. локтевые;
  5. лучезапястные;
  6. подколенные;
  7. голеностопные;
  8. паховые;
  9. ягодичные;
  • можно использовать детскую присыпку;
  • не разрешается одновременно использовать масло и присыпку, так как при этом образуются комочки, которые, скапливаясь в складках кожи, вызывают раздражение, мокнущие ссадины;
  • не следует применять вазелиновое масло во избежание раздражения кожи.

Подмывание:

  • подмывать только проточной водой температуры 37-38С;
  • девочек подмывать только движениями спереди назад для предупреждения «восходящего» пути попадания инфекции в мочеполовую систему;
  • подмывать после каждого акта дефекации;
  • положить ребенка спиной на свое левое предплечье и кисть руки;
  • подмывание производят рукой, на которую направляют струю теплой воды;
  • при сильном загрязнении используют нейтральное мыло («Детское», «Тик-Так» и др.);
  • после подмывания ребенка кладут на пеленальный стол и чистой пеленкой промокают кожу;
  • смазывают паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом или припудривают присыпкой.

Гигиеническая ванна

  • Первую гигиеническую ванну проводят новорожденному после отпадения пуповины и эпителизации пупочной ранки (7-10-й день жизни);
  • в течение первых 6 мес. купают ежедневно, во втором полугодии-через день;
  • для купания необходимо приготовить;
  1. кипяченую воду,
  2. ванночку (лучше эмалированную);
  3. пеленку для ванны;
  4. детское мыло;
  5. фланелевую варежку;
  6. водяной термометр;
  7. кувшин с теплой водой для ополаскивания температуры 36-37С;
  8. пеленку;
  9. простыню для вытирания;
  10. чистую одежду.
  • нельзя купать сразу после кормления;
  • при купании: обеспечить в комнате температуру 22-24С
  • ванночку предварительно моют горячей водой с мылом и щеткой, затем обрабатывают 0,5% раствором хлорамина (если купания проводится в детском учреждении) и ополаскивают горячей водой;
  • положить на дно ванны пеленку, сложенную вчетверо;
  • налить горячую воду;
  • положить в ванну водный термометр;
  • разбавить воду до температуры 37-38С;
  • набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания (за время купания вода в кувшине остывает на 1-2С и обеспечивает закаливающий эффект-продолжительность ванны на 1-м году жизни не более 5-10 мин;
  • раздеть ребенка (при необходимости подмыть под проточной водой; - взять ребенка на руки, поддерживая левой рукой спину и затылок, правой - ягодицы и бедра;

медленно погрузить ребенка в воду (сначала ножки и ягодицы, затем - верхнюю половину туловища);

  • вода должна доходить до линии сосков ребенка верхняя часть груди остается открытой

(исключается перегревание ребенка, предупреждение до попадания воды в слуховой проход);

  • освободить правую руку продолжая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребенка;
  • промыть ребенка в следующей последовательности: голова (ото лба к затылку) шея, туловище, конечности,- лицо водой из ванны не моют,
  • тщательно промывать складки на шее, за ушами в подмышечных, локтевых подколенных, паховых областях.
  • последними обмыть половые органы и межъягодичную область;
  • при купании используют намыленную фланелевую варежку;
  • мыло при купании используют не чаще 2 раз в неделю
  • вынимают ребенка из ванны, проворачивают спиной кверху (для уменьшения вероятности попадания воды в глаза и уши);
  • обливают водой из кувшина;
  • быстро заворачивают в простыню;
  • укладывают ребенка на пеленальный столик;
  • обсушивают кожные покровы промокательными движениями (предупреждение появлений раздражения кожи ребенка)
  • обрабатывают естественные складки кожи стерильным растительным маслом, или детским кремом, или детской присыпкой.
  • одевают, пеленают ребенка и укладывают в кроватку;
  • после каждого купания варежку кипятить.

Закапывание капель в глаза

  • Перед закапыванием провести туалет глаз стерильным ватным тампоном, смоченным раствором фурацилина 1:5000
  • пипетка перед употреблением должна быть часто вымыта и простерилизована кипячением
  • капли должны быть стерильными, так как введение нестерильных капель приводит к инфицированию глаза
  • температура капель комнатная;
  • нельзя пользоваться пипеткой с поврежденным кончиком;
  • конец пипетки должны быть закруглен;
  • нельзя допускать чтобы набранный в стеклянный конец пипетки лекарственный раствор попадал в резиновый баллончик пипетки;
  • пипетку при заполнении следует держать строго вертикально;
  • капли закапывают в глаза ребенка при участии помощника, который удерживает ребенка в положении лежа, фиксируя при этом его голову, руки и ноги;
  • медсестра держит пипетку с лекарственным раствором в правой руке, а левой оттягивает нижнее веко, если ребенок сжал веки, раздвигает их;
  • пальцами правой руки надавливает на резиновый баллончик пипетки и вводит в конъюнктивальный мешок 1-2 капли лекарственного раствора;
  • на область зрачка не капают.
  • избыток влаги снять стерильным ватным тампоном

Закапывание капель в нос

  • Подогреть капли до комнатной температуры;
  • перед употреблением пипетку хорошо промывают и стерильную ее часть стерилизуют кипячением.
  • отчистить носовые ходы с помощью стерильного ватного жгутика от слизи и корок;
  • слегка запрокинуть голову ребенка и перевернуть в ту сторону, в которую будет вводится лекарство;
  • ладонь левой руки кладут на лоб и фиксируют голову, а большим пальцем этой же руки приподнимают кончик носа;
  • стараясь не касаться пипеткой слизистой оболочки носа, вводят 2-3 капли лекарственного средства таким образом, что бы оно попало на слизистую оболочку наружной стенки;
  • оставляют голову ребенка в том же положении на 1-2 мин для равномерного распредиления лекарственного средства по слизистой оболочке;
  • затем с соблюдением тех же правил закапывают капли в другую половинку носа.

Закапывание капель в уши

  • очистить наружный слуховой проход стерильным ватным жгутиком (при наличии гноетечения)
  • подогреть капли до температуры тела, для чего флакон помещают в воду при температуре 37,2-37,3 С
  • ребенка положить на здоровую сторону;
  • для выпрямления наружного слухового прохода у ребенка раннего возраста левой рукой мочку уха оттягивают немного книзу, а у старших детей ушную раковину кверху и кзади;
  • держа пипетку в вертикальном положении в правой руке, в ухо вводят 5-6 капель лекарственного раствора;
  • после введения капель несколько раз нажать на козелок, чтобы капли попали в среднее ухо; - в ухо заложить ватный тампон на 15-20 мин;
  • после введения капель ребенка необходимо удержать в положении лежа на здоровом боку или спине с повернутым кверху больным ухом в течение 15-20 мин;
  • если назначены капли в оба уха, не рекомендуется данную манипуляцию проводить одновременно.