Показатели развития

ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
c рождения до трех лет
Линия развития
Понимание Активная речь Сенсорное развитие Игра и действия с предметами Движения Навыки Констру-ктивная деятель-ность Изобрази-тельная деятель-ность
1 месяц
Фокусирует взгляд на лице. Лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимает голову.
2 месяца
Улыбается в ответ на вашу улыбку. Издает другие звуки, кроме плача (например агукает). Провожает взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15см до средней линии прямо перед ним.
3 месяца
Провожает взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15см от средней линии прямо перед ним. Лежа на животе, поднимает голову на 45 градусов.
4 месяца
Громко смеется. Провожает взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180 градусов(с одной стороны на другую. Лежа на животе, поднимает голову на 90 градусов.
5 месяцев
Спонтанно улыбается, визжит от восторга. Обращает внимание на очень маленький предмет. Тянется к игрушке, держит погремушку основаниями или кончиками пальцев. Твердо держит голову в вертикальном положении, лежа на животе поднимать
грудь, опираясь на руки, перевора-чиваться.
6 месяцев
Произносит некоторые гласные и согласные
звуки и их сочетания.
Поддерживает голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить.
7 месяцев
Издает влажный фыркающий звук. Сидит без опоры. Кормит себя печеньем.
8 месяцев
Переворачива-ется в сторону голоса Перекладывает предметы из одной руки в другую, подгребает к себе вещь и зажимает ее в кулаке, ищет упавший предмет Переносит часть веса на ноги, если его держать в вертикальном положении
9 месяцев
Прилагает усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами его досягаемости
10 месяцев
Возражает, если вы пытаетесь забрать у него игрушку Неотчетливо произносит "мама", "папа". Стоит, держась за что-либо; пытается встать из сидячего положения.
11 месяцев
Понимает слово "нельзя" (но не всегда повинуется). Подбирает с поверхности маленький предмет любой частью большого указательного пальцев. Самостоятельно садиться из положения на животе.
1 год
Ходит, держась за мебель.
1 год 3 месяца
Запас понимаемых слов быстро увеличивается Пользуется лепетом, облегченными словами Ориентируется в 2 предметах разной величины (2 куба) Воспроизводит в игре разученные действия Ходит долго , меняя положения Самостоятельно ест густую пищу Накладывает один кубик на другой, кирпичики кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых Оставляет карандашом след на бумаге
1 год 6 месяцев
Отыскивает предметы по слову взрослого Пользуется словом
в момент сильной заинтересо-ванности
Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) Отображает отдельные действия, знакомые по собственному опыту Перешагивает через препятствия приставным шагом Самостоятельно ест жидкую пищу Ставит кирпичик на узкую грань Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге
1 год 9 месяцев
По слову взрослого отыскивает на картинках изображения знакомых действий Пользуется предложениями из 2 слов. Облегченные слова заменяет правильными. Ориентируется в 3 контрастных величинах предмета Использует в играх предметы-заместители Умеет ходить по узкой доске (ширина 15-20 см, высота от пола15-20 см) Умеет частично раздеваться (с помощью взрослого) Воспроизводит несложные постройки Оставляет след на бумаге, не выходя за пределы листа
2 года
Понимает короткий рассказ(без показа) о событиях, многократно повторявшихся, имевших место в собственном опыте. Пользуется предложениями из
3 слов.
Ориентируется в 3 контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета В игре воспроизводит ряд последова-тельных действий Перешагивает через препятствия чередующимся шагом Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) Воспроизводит постройки типа: стол, стул, кровать Подражая взрослом, рисует вертикальные и горизонтальные линии
2 года 6 месяцев
Понимание рассказа (без показа) о событиях, опирающихся на прошлый опыт, но в новой ситуации Пользуется многословными предло-жениями; вопросы: Где? Куда? Подбирает к образцу предметы 4 цветов. Ориентируются в 6 контрастных формах предметов Участвует в сюжетной игре, проявляя элементы воображения Приставным шагом преодолевает несложные препятствия Ест довольно аккуратно. Самостоятельно одевается (не застегивает пуговицы) Самостоятельно делает постройки и называет их (дом, диван) Умеет рисовать кривую замкнутую линию
3 года
Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы ему знакомы Пользуется сложными конструкциями с придаточ-
ными предложениями; вопросы: Почему? Когда?
Называет 4-6 цветов, использует по назначению геометрические тела Участвует в ролевых играх Перешагивает через палку, приподнятую над полом на 30-35 см. Пользуется салфеткой при еде Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого Изображает простые рисунки и называет их (яблоко, шарик, окно)