ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
c рождения до трех лет Линия развития |
|||||||
Понимание | Активная речь | Сенсорное развитие | Игра и действия с предметами | Движения | Навыки | Констру-ктивная деятель-ность | Изобрази-тельная деятель-ность |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 месяц | |||||||
Фокусирует взгляд на лице. | Лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимает голову. | ||||||
2 месяца | |||||||
Улыбается в ответ на вашу улыбку. | Издает другие звуки, кроме плача (например агукает). | Провожает взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15см до средней линии прямо перед ним. | |||||
3 месяца | |||||||
Провожает взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15см от средней линии прямо перед ним. | Лежа на животе, поднимает голову на 45 градусов. | ||||||
4 месяца | |||||||
Громко смеется. | Провожает взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180 градусов(с одной стороны на другую. | Лежа на животе, поднимает голову на 90 градусов. | |||||
5 месяцев | |||||||
Спонтанно улыбается, визжит от восторга. | Обращает внимание на очень маленький предмет. | Тянется к игрушке, держит погремушку основаниями или кончиками пальцев. | Твердо держит голову в вертикальном положении, лежа на животе поднимать грудь, опираясь на руки, перевора-чиваться. |
||||
6 месяцев | |||||||
Произносит некоторые гласные и согласные звуки и их сочетания. |
Поддерживает голову на одном уровне с телом, когда его пытаются посадить. | ||||||
7 месяцев | |||||||
Издает влажный фыркающий звук. | Сидит без опоры. | Кормит себя печеньем. | |||||
8 месяцев | |||||||
Переворачива-ется в сторону голоса | Перекладывает предметы из одной руки в другую, подгребает к себе вещь и зажимает ее в кулаке, ищет упавший предмет | Переносит часть веса на ноги, если его держать в вертикальном положении | |||||
9 месяцев | |||||||
Прилагает усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами его досягаемости | |||||||
10 месяцев | |||||||
Возражает, если вы пытаетесь забрать у него игрушку | Неотчетливо произносит "мама", "папа". | Стоит, держась за что-либо; пытается встать из сидячего положения. | |||||
11 месяцев | |||||||
Понимает слово "нельзя" (но не всегда повинуется). | Подбирает с поверхности маленький предмет любой частью большого указательного пальцев. | Самостоятельно садиться из положения на животе. | |||||
1 год | |||||||
Ходит, держась за мебель. | |||||||
1 год 3 месяца | |||||||
Запас понимаемых слов быстро увеличивается | Пользуется лепетом, облегченными словами | Ориентируется в 2 предметах разной величины (2 куба) | Воспроизводит в игре разученные действия | Ходит долго , меняя положения | Самостоятельно ест густую пищу | Накладывает один кубик на другой, кирпичики кладет плашмя, воспроизводит действия взрослых | Оставляет карандашом след на бумаге |
1 год 6 месяцев | |||||||
Отыскивает предметы по слову взрослого | Пользуется словом в момент сильной заинтересо-ванности |
Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает отдельные действия, знакомые по собственному опыту | Перешагивает через препятствия приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу | Ставит кирпичик на узкую грань | Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге |
1 год 9 месяцев | |||||||
По слову взрослого отыскивает на картинках изображения знакомых действий | Пользуется предложениями из 2 слов. Облегченные слова заменяет правильными. | Ориентируется в 3 контрастных величинах предмета | Использует в играх предметы-заместители | Умеет ходить по узкой доске (ширина 15-20 см, высота от пола15-20 см) | Умеет частично раздеваться (с помощью взрослого) | Воспроизводит несложные постройки | Оставляет след на бумаге, не выходя за пределы листа |
2 года | |||||||
Понимает короткий рассказ(без показа) о событиях, многократно повторявшихся, имевших место в собственном опыте. | Пользуется предложениями из 3 слов. |
Ориентируется в 3 контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета | В игре воспроизводит ряд последова-тельных действий | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) | Воспроизводит постройки типа: стол, стул, кровать | Подражая взрослом, рисует вертикальные и горизонтальные линии |
2 года 6 месяцев | |||||||
Понимание рассказа (без показа) о событиях, опирающихся на прошлый опыт, но в новой ситуации | Пользуется многословными предло-жениями; вопросы: Где? Куда? | Подбирает к образцу предметы 4 цветов. Ориентируются в 6 контрастных формах предметов | Участвует в сюжетной игре, проявляя элементы воображения | Приставным шагом преодолевает несложные препятствия | Ест довольно аккуратно. Самостоятельно одевается (не застегивает пуговицы) | Самостоятельно делает постройки и называет их (дом, диван) | Умеет рисовать кривую замкнутую линию |
3 года | |||||||
Понимает содержание рассказов, сказок о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы ему знакомы | Пользуется сложными конструкциями с придаточ- ными предложениями; вопросы: Почему? Когда? |
Называет 4-6 цветов, использует по назначению геометрические тела | Участвует в ролевых играх | Перешагивает через палку, приподнятую над полом на 30-35 см. | Пользуется салфеткой при еде | Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого | Изображает простые рисунки и называет их (яблоко, шарик, окно) |